|
ТОЧНЫ ДВИЖЕНЬЯ НЕДРОЖАЩИХ
РУК
Точны движенья недрожащих рук,
Привычен запах йода, мазей, капель.
Насвистывая песенку, хирург
С любовью к делу точит верный скальпель.
Он знает, посвященный, - смерть легка:
Жизнь истлевает с бренностью окурка.
Бессмертник сух и бронзов. Облака -
Как беличья распластанная шкурка.
ВЕРА В
ПОДЛИННОСТЬ МИРА - НАУКА ВЖИВАНИЯ В РОЛЬ
Андрею Бердзенишвили
Вера в подлинность мира - наука вживания в роль,
Адаптация к данному веку, подмосткам, коллегам,
Декорациям; к мысли, что жизнь не бывает игрой,
И обрывки бумаги на деле являются снегом,
Ибо мера таланта - искусство скрывать ремесло,
Создавая иллюзию жизни, известная школа,
Где прыжки и ужимки - фантазии в стиле Дидло -
Называют полетом, послушным веленью Эола,
Где однажды, поняв, что актриса подносит ко рту,
Задыхаясь от кашля, платок со следами краплака,
Верный зритель, окуклившись, слепо глядит в
темноту,
Словно что-то утратил, подобие смерти оплакав.
СЮЖЕТ, ОБРОСШИЙ СОТНЕЙ
ПОДОПЛЕК
Сюжет, обросший сотней подоплек,
Фальшив насквозь, но искренне напорист,
Хотя от настоящего далек,
Как некогда утраченный аорист.
Как не пристала скромность наглецу,
А писарю - влеченье к эполетам
Так мне играть словами не к лицу,
А век шутить - и вовсе не по летам
Но рифма обнаруживает связь
Далеких строк, и эхо переклички
Звенит, как бы играя и резвясь,
С отчаяньем попавшей в сети птички.
И раб ее бесхитростных затей,
Восторженный поэт, с ученым видом
Ликует, словно школьный грамотей,
В конце своей строки поставив idem.
В КАНУН СУМАРОКОВСКИХ
ЧТЕНИЙ
В канун сумароковских чтений
Не спит беспокойный Парнас.
Там публика много почтенней
И чище, чем нынче у нас.
Вот статский советник Херасков,
К стихам нагуляв аппетит,
Отменно к собратьям неласков:
Поносит, плутами честит.
Желая устроить ко благу
Свою молодую судьбу,
Петров переводит бумагу
(Лозинский вертится в гробу!).
В разреженном воздухе, мнится,
Разлили тончайшую желчь:
Горит баснописец Хемницер
Пороки глаголами жечь.
В прохладе, под лавром тенистым,
Обильно растут лопухи -
Там Львов с сердобольным Капнистом
Приятелю чинят стихи:
Не выйти ему в офицеры,
Хоть малый неглуп, с головой,
Но рифмы! А слог! А манеры!
Видать по всему - рядовой.
Куда там слону в ювелиры!
Слова неуклюже грубы:
Чрез звуки бряцающей лиры
Доносится голос трубы...
Как бабочки, пляшут мгновенья
Во мгле почивающих рощ,
И в черную пропасть забвенья
Уходит угрюмая нощь.
ВСЕ ПУТЕМ
Все путем - ни колдобин, ни выбоин -
По всему - городской юбилей.
Дом больнице подобен, и выбелен
До костей - не бывает белей.
Так на старом лице, омоложенном
Перетяжками, взгляд искажен.
Мы здесь жили с рожденья, так что же нам
В доме собственном, словно в чужом -
В том, что был по прожилкам диковинным,
Как облупленный, с детства знаком+
Телефон, заливаясь Бетховеном,
Прозвонит неизвестно по ком.
Сон украдкой. Шаги опечатками.
Звон цепочек - фальшивых монет.
Лишь под утро ступенями шаткими
Тени прошлого сходят на нет.
ФИНСКИЕ ВОЛНЫ, ХОЛОДНЫЕ,
БУДТО НОЖИ
Финские волны, холодные, будто ножи.
Корчится в море купальщицы смелое тело.
Ветер такой, что, не выдержав, даже моржи
Греются в баре, а чайки орут оголтело.
Мы, наблюдая за морем, устало молчим,
С детства набегами волн уподоблены рыбам.
Штиль - и вода покрывается сетью морщин,
Шторм - и вода, озверев, поднимается дыбом,
Звоном в ушах; пробегает по коже озноб;
Кровь заглушает размеренный пульс метронома.
Время прилива - покрытый испариной лоб.
Время отлива - разлитая в теле истома.
СУМЕРКИ ФЕВРАЛЯ
Андрею Бердзенишвили
Сумерки февраля. Классика: слякоть, кляксы,
Мокнет во мгле скамья с видом безродной таксы
На остановке, где в роли того буржуя
По вечерам грустна и голодна, дрожу я.
Тлеют обломки льда - старого, то есть, мира,
Сыро, и надо мной в небе кусочек сыра:
Сходство почти на сто, чтоб закричать картаво
В полный диапазон - меньше, чем в пол-октавы.
Сыро, и в двух шагах не опознать предметы -
Вытянутой рукой не обнаружить света.
Сумерки в феврале кажутся нам темнее
Летних, когда туман, в воздухе стекленея,
Стынет, и с тополей падают тонны пуха,
Легкие, как обман зрения или слуха -
Несовершенство чувств: с детства звучит зловеще
Имя Грабарь, лазурь грубо звенит... Как вещи
Можно менять слова: время, размеры, формы
Или не соблюдать языковые нормы,
Но перемена мест, времени, суммы знаков
Нас убеждает: мир скучен и одинаков.
Что, что опять весна? Счастье сродни привычке.
В куб возведи слова и заключи в кавычки
Все, что за столько лет время не изменило:
Сумерки. Слякоть. Дождь... Да, не забудь чернила!
СЛОВНО ТЕНЬ, ЭТОТ БЛУДНЫЙ
ТРАМВАЙ...
Словно тень, этот блудный трамвай
По невидимым в сумраке рельсам
Проплывает+ Ну что ж, отплывай,
Но последним - внеплановым - рейсом,
Чтоб, легко на подножку вскочив,
Мы смогли под покровом наростов
В прежнем городе, лживом, как миф,
Опознать лишь Васильевский остов -
В нашей речи, уже неживой,
В чьих-то рифмах почуяв засаду,
В той строфе, что сквозит синевой
Полинявших от света фасадов,
А минуя Смоленский погост -
Кольцевую - вагоновожатый
Остановит вагон. И взахлест
Снег ударит волной бесноватой.
|