Игра в классиков                   ЛИТЕРАТУРА

Александр Сидоров

                     

                 ГЛАЗАМИ СТРЕКОЗЫ


Фемина
Господня игра
Смерть диверсанта
На площади торгуют ёлками
Чёрный блюз
Исход
Жизнь
Когда нам Бог прочтёт свои стихи
Глазами стрекозы
Из рифмы выйду, тихо дверь прикрою
Охота
 


             

 

 

ФЕМИНА

Фемина, не дышите на свечу,
Не хлопайте глазами на поэта;
Послушайте сюда: я вас хочу...
Не торопитесь, я же не про это.

Я вас хочу спросить как на духу:
Кто я для вас, смешной и нелюдимый?
Как говорят французы - ху есть ху?
Не бойтесь, это - непереводимо.

Я к вам явился из волшебных снов,
Шикарный в меру сил, как Слава Зайцев,
Здоровый, как Порфирий Иванов,
Задолбанный судьбой, как сто китайцев.

И презирая кукольных Пьеро,
Привыкших сердцем тряпочным швыряться, -
Я настежь распахнул своё нутро
И предложил вам в нём поковыряться.

Я ненормален - есть такой грешок,
Не раз на этом пойман был с поличным.
Я знаю, что любить - нехорошо.
Скажу вам больше - даже неприлично.

И вас пугает мой нелепый вид,
Нелепые слова нелепой страсти...
Но кто же знал, что вас слегка стошнит,
Когда я распахну вам душу настежь?

Не склеилось у нас, и нечем крыть;
Мы с вами разной масти и покроя.
Позвольте трубку мира докурить,
И я топор любви навек зарою,

И грудь свою, как гроб, заколочу:
В нём так уютно, сумрачно и тухло...
Фемина, не дышите на свечу:
Она давным-давно уже потухла.

ГОСПОДНЯ ИГРА

Нынче кровушка, завтра - вино,
Нынче рубище, завтра - богатство;
Что дано тебе, то дано,
И не надо с судьбой тягаться.

Жизнь болтается на волоске
От рассвета и до захода;
На большой Господней доске
Мы стоим в ожидании хода.

Прокуроры ждут и воры,
Айболиты и бармалеи;
Мы не знаем правил игры.
Ну и славно. Так веселее.

Эта партия не твоя,
Так не будь упрям и настырен:
Разве может решать ладья,
Что ей делать на h-4?

Пусть Всевышний суров и строг -
Не скули над горькой судьбою:
Помолись, чтобы в нужный срок
Он пожертвовал и тобою.

СМЕРТЬ ДИВЕРСАНТА

Поэту срока - до сорока,
Так что мой давно уж просрочен.
Не застрелен я, не отравлен пока,
Даже не поколочен.

Сколько я не сумел, сколько мог бы создать!
Хорошо, что, шагая не в ногу,
Я ещё не повсюду успел опоздать.
Время есть. Но его немного.

Не Афган поэзия, не Кавказ,
И возможно, несу я бред, но -
Спущен свыше мне боевой приказ
От Верховного совсекретно:

Всё пускать под откос и сжигать мосты,
Что останется - в пользу нищих!
Жизнь ползёт, как разведчик в германский тыл,
Сунув финку за голенище.

Я ползу с нею рядом по вражьим тылам:
Шнур к тротилу - а там побачим…
Я ползу к вашим душам и к вашим телам -
Разнесу их к чертям собачьим!

И, отброшенный силой ударной волны,
Расплююсь я с блажью земною.
Мне, конечно, не выиграть этой войны -
Но другие придут за мною.

И ударит в штыки бесшабашная рать,
В небе радостно брызнет ракета,
И на знамени весело будет сиять
Аннибальский профиль Поэта!

НА ПЛОЩАДИ ТОРГУЮТ ЁЛКАМИ

На площади торгуют ёлками:
Хватают их и рвут на части.
И пьяный плачет над осколками
Плодово-ягодного счастья.

А люди топают и шаркают,
Ждёт где-то пьяницу супруга...
Он вытирает сопли шапкою
Над телом лопнувшего друга.

Какие планы нынче рушатся,
Накрылось торжество сегодня!
И так алкаш глядит на лужицу,
Как будто это - кровь Господня.

Качает ёлка драной лапою,
Качают люди головами,
Рыдает пьяный, слёзы капают...
Так жалко - не сказать словами!

ЧЁРНЫЙ БЛЮЗ

                    Саше Егорову - пароходу
                    и паровозу


Ребята, готовы? Всё о,кей? Поехали! Играем блюз.

Играем блюз.
Мы играем блюз,
мы взрываем шлюз,
и тяжкий груз
срывается вниз,
в эту сонную срань!..
Ай,м сорри, мисс,
это вовсе не брань -
это джаз, бэби, джаз,
это джаз на раз,
два,
три,
фо,
файв,
это чёрный кайф...
Это не слушают, бэби,
это надо ловить - лови!
Торчи и плыви.

Леди и джентльмены, минуточку внимания, -
наш трубач!
Он славный парень,
правда, большой трепач,
а кто из нас не трепач, джентльмены?
пусть первый бросит в меня башмак!
Зато играет он - просто смак,
чтоб мне стать белым,
если это не так.
Глядите, как дует -
пыхтит на износ!
Так простим же ему
словесный понос;
ставлю бакс против ста -
на Страшном Суде
сам Господь позволит ему подудеть
в эту старую,
мятую,
зачмоканную трубу -
чтобы все мертвецы
перевернулись в гробу!

Мэм, это не припадочный,
это наш пианист -
у него просто такая манера.
Страшный парень, мэм,
почти коммунист:
в прошлом году в "Плейбое"
видел фото
живого
русского
пионера!
Клавиши выбивает, как зубы, -
во черномазый даёт!
Бывший профи,
на ринге откалывал не такое...
Когда он в ударе, лучше не подходи -
убьёт!
Эй, малый,
оставь инструмент в покое!
Я кому сказал - брэк!
Делай рэгг!
Шевели пальцами, парень,
у тебя что, паралич,
или руки с перепою
начинают труситься?
Тогда купи балалайку
на Брайтон-Бич
и играй цыганские песни
для нью-йоркских таксистов!

Не слышу ударных!
Что? Нет, я не могу:
сопляк, заткни себе в рот
баббл-гум!
Где ты видишь ударника -
чтоб мне удавиться?
Ты ещё скажи,
что моя Салли - девица,
а её попка - белее, чем мел!
Да ты знаешь, как я её имел?!
Вот если б он так
вам свой ритм отбивал,
вы бы лежали здесь все
вповал!

Девочка,
не падай в обморок
от экстаза:
я бы лучше сыграл
на бачке унитаза!
Парень трижды судился
за многожёнство -
а в нём нет ни гонора,
ни пижонства!
Ну, пошёл,
пошёл,
поехал,
а теперь по тарелкам - хрясь!..
Нет, это не чёрный:
его просто в детстве
уронили в грязь.
Ты этими палочками
стучишь или кушаешь -
я не врублюсь?
Не понял... Ах, да,
это же не хэви-металл,
это же - медленный блюз...

Пардон, увлёкся.
Но всё поправимо:
видите негра
с лицом херувима?
Не похож? А ты что,
пять минут как из рая?
Зато он на саксе, как бог,
играет!
Гуталин,
дай публике оторваться!
Леди и джентльмены,
только не надо оваций,
это же не речь губернатора штата
на открытии нового крематория -
парень просто хочет
попасть в историю
как король негритянского джаза!
Итак,
вступаем в последнюю фазу.
Вы чувствуете,
какой раскованный импровиз?
Этому не учат,
это должно быть в крови!

Ну, бразер,
умой их всех,
дай забойный финал! -

Все люди делятся на масти:
он - белый, ты - цветной
(есть ещё голубые, но это -
вопрос уже иной),
и ты не верь, что в раю
нет различий и рас
(а голубой, он вообще
везде педераст),
и когда ты отправишься
в мир иной,
не надейся на крылышки
за спиной:
Господь - не дальтоник,
и в свой черёд
он без труда твою масть
разберёт,
он скажет: "Ниггер,
да ты вконец опупел?!
Здесь не место
всякой цветной шантрапе!"
А я не обижусь,
я не удивлюсь,
я просто спою ему
чёрный блюз:
"Ооо, чёрный блюз,
дверь, Господь, запирай,
ооо, чёрный блюз,
мне не нужен твой рай,
ооо, я утрусь,
уберусь
и обратно уже не припрусь -
что же плачешь ты, Боже,
почему подпеваешь
мой проклятый блюз,
чёрный блюз, ооо"...

Блэк блюз,
джентльмены, -
блэк-блюз-бойз

ИСХОД

Шершавое бревно по имени балан.
Вдоль по балану муравьиный клан
течёт, ведомый рыжим Моисеем;
а мы всё так же - ни куём ни сеем,
лысеем, пьём, блюём, опять косеем,
устало поросеем по Расее,
ревём белугой - сердце пополам!

А по балану движется народ,
Спешит от Авраама к Валааму.
Ах, только бы неведомый урод
бревно не шуранул под пилораму,
не обратил в кровавый триллер драму,
и муравьиных иудеев к Храму
привёл их пастырь - сушей или вброд,

сквозь дебри трав, по кочкам, через лужи,
по просекам и вверх по деревАм
ползи вперёд, весёлый караван,
к прекрасным землям, к чудным островам -
и может, насекомые, хоть вам
Бог распахнёт объятья… Ну же, ну же!

ЖИЗНЬ

Эту жизнь, как монету в кружку,
Мне швырнули - и что теперь?
Поливать слезами дерюжку
Перед входом в Господню дверь,

Непотребно скулить боярам
У небесных палат Царя:
Здесь так долго меня стояло,
Что пора бы таки внутря?

Я не жду, когда ангел свистнет
И расстелется тьма вокруг,
Я выхватываю у жизни
Каждый взмах её, каждый звук:

Удушающий цвет измены,
Стон заката и вкус луны;
Я сосу, словно кровь из вены,
Запах блюза, чужие сны,

Как пчела - нектар своим жальцем,
Как телёнок - мамку в базке...
И безумный мир отражается
В непутёвой моей башке,

Отражается, обожается -
От блаженства бежит слюна!
Пусть Всевышний не обижается -
Жизнь я вылакаю до дна.

Опрокинусь сытеньким клопиком
(Что недопито - дососут!)
И, отпетый печальным попиком,
Поплыву я на Страшный Суд.

КОГДА НАМ БОГ ПРОЧТЁТ СВОИ СТИХИ

Когда нам Бог прочтёт свои стихи,
прикладывая их, как лопухи
к разодранным локтям, к саднящим душам, -
рыдания на Бога мы обрушим.

Обрушат слёз клокочущие лавы
несчастные питомцы жалкой славы,
земной любви великие вампиры:
гомеры, гёте, байроны, шекспиры…

Сияньем слов Небесных ослепляем,
на спице Божьей блудным баттерфляем
затрепещу и я, во время оно
пытавшийся сойти за махаона.

И лишь Арап растянет рот пошире:
"Так значит, не горячка; а грешили.
Генварь, мороз, во мне - кусок металла…
Я думал, это Смерть стихи читала".

ГЛАЗАМИ СТРЕКОЗЫ

Не постигая буки и азы,
Я от пролога тороплюсь к развязке.
На всё гляжу глазами стрекозы:
Пронзаю мир и смазываю краски!

Как славно без оглядки, напролом,
Нацеливая вдаль глазной хрусталик,
Звенящий воздух рассекать крылом
И не вдаваться в мелкие детали,

Не видеть очертаний и границ,
Ни контуров, ни абрисов, ни граней -
Как будто всплески радуг и зарниц
Мелькают на взбесившемся экране!

Уже зрачки обжёг пожар цветной
И жалкий звук остался сзади где-то...
Не рассуждай, не жди - за мной, за мной
Ломись, опережая скорость света!

Да не ползи из пешек во ферзи,
А по-полтавски, словно Пётр на шведа, -
Банзай! - пронзай, дерзай, дерзи, скользи,
Не оставляя за собою следа...

ИЗ РИФМЫ ВЫЙДУ, ТИХО ДВЕРЬ ПРИКРОЮ

Из рифмы выйду, тихо дверь прикрою,
И на крыльце накатит грусть-печаль…

Там, недалече, греки топчут Трою,
куда-то тащит Моцарт скрыпача;

трусцой на зАмок прёт Бирнамский лес;
весь в бусах, черномаз и размалёван,
по Питеру с копьём наперевес
бежит зулус и кличет Гумилёва;

Илья сшибает наземь свистуна,
Давид поёт псалмы царю седому,
а облако летит к родному дому:
штандартенфюрер, ин дер люфт - весна!

Нет правды на земле, бурчит Сальери,
а впрочем, выше - та же чешуя…
Я в рифму возвращаюсь; скрипнут двери -
и летопись окончена моя.

Народ безмолвствует. Он белый, как спина,
и, в принципе, ему по барабану.


ОХОТА

Утро рдеет ли в высях, небесная кровь ли
истекает по куполу, звёзды смывая...
Восприяли начало звериные ловли,
рвутся своры борзых, как орда кочевая.

В захоронках кричальщики чутко застыли,
гулко бьются сердца о кресты на гайтанах;
забран лес отдалённый в тенета густые,
и лихие охотники в красных кафтанах

погоняют коней своих скорым побегом
в направленье сетей, что искусно сокрыты;
в топком поле осеннем, серебряным снегом
поутру припорошенном, вязнут копыта.

Не спастись, задыхаясь предсмертною пеной,
от весёлой гоньбы легкоступным еленям:
мечут стрелы наездники в дальность отменно,
и, наждавши в размер, подсекают колени

убегающим жертвам арканом змеистым;
режет глотку секач, и на лезвии плоском
луч багряный играет, и свита со свистом
мчит к добыче, коней ожигая внахлёстку.

Пересвист удалой над полями несётся,
разлетается вширь над округою всею
за окраины леса, где раннее солнце
золотит чешуи превеликого змея.

Дремлет змей, и тяжёлые веки прикрыты,
словно раковин створы; и в панцирь одеты,
два змеиные зрака, как две маргариты,
полыхают во тьме чрезъестественным светом.

Гулкий топот и лай, звонкий хохот и кличи
растревожили змея; навстречу восходу
вскрылись веки, и ноздри, учуяв добычу,
раздуваются... Змей начинает охоту.

 


© Copyright Александр Сидоров, 2003.

Сайт создан в системе uCoz