Игра в классиков                   ЛИТЕРАТУРА

Алексей Гамзов

                     

                                            ВСЕ, ЧТО ВНЕ


"Я спал и видел сон, и там, во сне..."
"Жара осталась лету. В сентябре же..."
"Его не видно. Может, к счастью. Мне же..."
"На западе ж, с невидимого края..."
"И прекращает всякое движенье..."
"Но тут еще совсем без света, даже..."
"Ушел туман, и клейкость паутинья..."
"Цепляясь чешуей минутных стрелок..."
"Спектакль, повторяемый от века..."
"Ватаги птиц, покинув те края..."
"Пляж оживает. Россыпи камней..."

"Пляж оживает. Форменный содом..."
"Скотина туч все чаще застит свет..."
"Тем временем крепчающий Борей..."
"Осенним утром, лежа на спине..."
"Я задираю голову, но тут..."
"Умей я это все обрисовать..."
"В чужом пространстве, в воздухе чужом..."

 


             

 

 

1
Я спал и видел сон, и там, во сне,
Мне снилось, что я сплю. Дрожало веко.
Неспешно проходила по стене
Тень ангела, тень тени человека.
Не плоть крыла, но только взмах крыла,
Не имя розы, но источник розы
Являли мне в краю кромешной прозы
Все то, что явь явить мне не могла.
Не соль земли, но только сор земли,
Не смысл строчки, но идея строчки
Сжимали мироздание до точки,
Непоправимо тающей вдали...


2
Жара осталась лету. В сентябре же
Открытым окнам всё же доверять
Не нужно. По ночам гораздо реже
На улице тепло. Пришлось вставать.
Включённый свет глаза спросонок режет.
Иду к окну. Касаюсь головой
Холодной рамы. Ладно. Хватит спать
.Но сплю ещё. И город за стеной
С негромким гулом, с синими огнями,
Со всеми его тёмными домами,
Со всеми остальными городами
Остался где-то сзади, за спиной,


3

Его не видно. Может, к счастью. Мне же
Сквозь тень полуреальностей и грёз
Видны равнины трав, зелёных, свежих
По летнему ещё, в алмазах рос,
Простёртых на восток как бы манежем
Квадриге гелиосовой. И клок
Стремительно светлеющих волос
Далёких облаков от жара взмок,
И горизонт околицею скобки
Бурлит под потолочной балкой пробки,
И солнца ждёт, как чёрта из коробки:
Уже сереет. Это на восток.


4
На западе ж, с невидимого края,
Из мглы еще не проясненный, весь
Насколько видит глаз отсюда - тая,
И матово светясь то там, то здесь,
Морщинами на берег наплывая,
Спит океан, размеренно дыша,
Пеннопесчаную качая взвесь,
И волны цвета медного гроша
Шуршат о пляж, его дыханью вторя,
В своем извечном жидком косогоре
Ежесекундно рушась, и от моря
Встает густой туман, слегка дрожа,


5

И прекращает всякое движенье,
Вокруг, и только лишь вершины гор
Распространяют зыбкое свеченье,
Похожее на брошенный костёр,
Или на яркий отсвет снаряженья
Коней зари, да за горбом степи,
В противовес туману, что простёр,
Раздвинул, разбросал на полземли
И на полморя тело так, что город,
Внезапно им затопленный по ворот,
На части метастазами распорот,
В противовес - в полнеба жгут огни.


6

Но тут еще совсем без света, даже
Не различить, где воздух, где поля.
Все будто сведено как можно глаже
В единый фон, и кажется: земля
Ползёт чёрно-коричневым плюмажем
К зениту, вверх, оттуда ж, с высоты
Ползёт, и начинает, проползя,
Светиться небо, разорвав сады,
И ткань лугов раздёргивая в клочья;
И степь лежит в озёрном междустрочье;
И изучает в лужах многоточье
Своих соседей синий глаз звезды.


7
Ушёл туман, и клейкость паутинья,
Как в фильме, перекрученном назад,
Ушла. Лоза, как танковые клинья,
Свои плоды втемяшивает в сад
Без опасения теперь. Как свиньи
Ливонских построений, через лёд
Переходящих, клипсами висят,
Сужаясь книзу, гроздья. Этот сброд,
Для колорита фона явно лишний,
Укрыть хотят ветвями лавровишни.
И шум возни, и шорох еле слышный
Пропитывают этот огород.


8
Цепляясь чешуёй минутных стрелок
За скопища деревьев, за окном
Застряло время, вспугивая белок
И взбучивая кроны. И при том,
Что до сих пор подобных переделок
Оно не знало, всё-таки смогло
Распутаться, возникло за стеклом,
Проникло в дом. Освоилось. Пошло.
И наступило утро. Там, снаружи,
Встает рассвет огромным полукружьем.
Мрак уничтожен лучевым оружьем:
Я вздрагиваю, чувствуя тепло.


9
Спектакль, повторяемый от века:
Один пятак всего лишь положив
Отжившей ночи - на одно лишь веко,
В полмира мёртв, на полпланеты жив,
Приходит день - пора для человека,
На щёки спящим рушит свет косой,
Меня, тотчас от рамы отлепив
Мой лоб с багрово-красной полосой,
Обдав лучами, моментально будит.
В своих домах зашевелились люди,
А это значит - жизнь сегодня будет,
И будет всё сегодня. Будет всё.


10
Ватаги птиц, покинув те края,
Где нивы сжаты, вены горизонта
Расширены, крича свое "кря-кря"
Летят на юг и достигают Понта,
Куда я тоже поднял якоря,
Как только смог. Их призрачный полет
Преображает панораму порта,
И вот уже и пригород, и порт
Приобретают вид родных бараков,
Родных осин, колдобин, буераков,
Корявых клумб, заборов, пиво-раков...
Пейзаж перетекает в натюрморт.


11
Пляж оживает. Россыпи камней
Сияют, как уменьшенный Чернобыль.
Мелькает люд немыслимых кровей,
И, как у многих здесь, горбатый шнобель
Горы на горизонте все красней.
Под насыпью, очухавшись от сна,
Бродяги высшей подноготной пробы,
Откупорив бутылочку вина,
Неспешно пробуют его на крепость.
Зыбит на солнце теплая окрестность,
Мельчают тени, потная поверхность
Зеркал не отражает ни хрена.


12
Пляж оживает. Форменный содом.
Даль облачна: проносятся над морем
Клубы, как клуб свернувшихся клубком
Собак. А здесь - старухи в преисподнем
И дамочки в былье лежат ничком.
Взгляд движется назад, и по пути
Цепляется за памятник героям
Каких-то непростых перепетий.
Под взглядом изваяльца-василиска
Окаменев, напильник обелиска
Анфас, alas, напоминает письку -
Спасибо Фрейду, господи, прости.


13
Скотина туч все чаще застит свет
Пирамидальным тополям и вязам.
Ах, этот год, наверно, был поэт:
Весна и осень связаны несвязно
В какой-то странный текст, в веселый бред.
А нынче он по мостовой после-
Днее свое строчит арабской вязью.
На розовом бутылочном стекле
Горит окно фрагментом арлекина,
Часы идут замедленно, как мина,
Очищенная корка апельсина
Спирально устремляется к земле.


14
Тем временем крепчающий Борей
Зефир съедает, как фигуру белых,
Роняя крошки листьев на людей,
И дробный топот яблок перезрелых
Каскадом низвергается с ветвей.
Честной народ сидит по кабакам,
Скрываясь от порывов оголтелых,
Гарсон разносит кружки по столам,
На возвышении, слегка не строя,
Играет пианино разбитное
Очередное что-нибудь блатное,
Очередной какой-то трам-пам-пам.


15
Осенним утром, лежа на спине,
На подоконнике, над синим морем,
Я реагирую на все, что вне,
Как череп реагирует с простором,
Избрав катализатором свинец.
Я проницаем, словно решето,
И все открыто внутреннему взору:
И то, что детство кончилось, и то,
Что я себя отправил в одиссею
По темным сторонам, где что посею
И что пожну, я спрашивать не смею:
Кто скажет, Полифем? Никто. Никто.


16
Я задираю голову, но тут,
Где, как собаке пятая колонна,
Был вставлен замороженый салют
В ежевечерней черни небосклона,
Где был стол яств - там краше в гроб кладут,
Поскольку город накрывает тень,
Меня грунтуя серым цветом, словно
Крадет лицо. Я вспоминаю день,
Как карандаш впервые был заточен,
И он с тех пор короче и короче,
Проходят дни и ночи, дни и ночи,
Проходит жизнь - и ничего взамен.


17

Умей я это все обрисовать,
Я не лишал бы девственности лист, а
Молчал бы в тряпочку. А так вот - глядь,
Лежит бумага, там уже не чисто,
И клинописи полная тетрадь
Мозолит мне глаза. И вот тогда,
Когда перо особенно речисто
И ходит без особого труда,
Словарь перебирая по кусочку,
Приходит некто третий в оболочку
Телесную мою, и ставит точку
Стилом, не оставляющим следа...


18
В чужом пространстве, в воздухе чужом,
Где голос говорящего по-русски
Рассчитан на такие перегрузки,
Что можно ошибиться этажом,
Ругаясь матом, но никак нельзя
Запутаться в лесу несоответствий,
Я пробовал - как в старости, как в детстве
По граням смысла пальцами скользя -
Решиться на сошествие в Сим-Сим,
На лучшее из мыслимых занятий:
Писать, не затрудняясь в адресате,
Чужим пространством, воздухом чужим…


© Copyright Алексей Гамзов, 2001 - 2003

Сайт создан в системе uCoz