ОДА
МАРГИНАЛЬНОСТИ
практический
опыт теоретического занудства
Вопрос о том, какую роль в культуре и философии
играют маргинальные явления, требует прояснения
смысла самого понятия маргинальности. Эта
проблема особенно актуальна в связи с очевидной
поливариантностью трактовок данного термина. В
зависимости от взглядов и намерений
оперирующего им исследователя, он может
отождествляться с периферийностью, обозначать
забытое явление или характеризовать положение
личности, оказавшейся в пограничной культурной и
психологической ситуации.
Итак, в общем виде маргинальность предстает как
сила, оппозиционная "официальной" культуре;
интенции маргинального всегда несвоевременны и
неуместны. Так что, есть основания полагать, что
во всех возможных значениях маргинального
присутствует нечто общее. Но и различия
существенны, поэтому необходимо определить, что
именно представляет собой маргинальность теории.
В случае, когда речь идет о маргинальных
концепциях, сама ситуация подсказывает нам, в
каком из перечисленных смыслов следует понимать
маргинальность. Очевидно, что пограничное
положение на стыке культур и связанных с ними
мировоззренческих парадигм может занимать
человек, но не концепция, поскольку всякое
концептуальное творчество есть явление, границы
которого предопределены знаково-символическими
основаниями определенной культуры. Столь же
очевидно, что маргинальное положение той или
иной теории неизбежно означает вытеснение ее на
периферию научно-исследовательского интереса.
Но вопрос здесь заключается в том, в какой
степени периферийное положение маргинальной
концепции обусловлено ее собственными
недостатками, а в какой - другими факторами. И
может ли маргинальное течение в
интеллектуальной или художественной сфере
оказать серьезное влияние на доминирующую
культурную парадигму? На мой взгляд, на этот
вопрос следует ответить утвердительно. И
доказательствами тому служат особенности
маргинальности в данных областях человеческой
деятельности.
Во-первых, концепция может сделаться
маргинальной в силу внешних обстоятельств и
прежде всего - своего несоответствия
доминирующей парадигме. Примеров,
подтверждающих этот тезис, в истории культуры и
науки - множество . Однако при всем изобилии
примеры эти неравноценны: в одних случаях
концепция вытеснялась на периферию
насильственно, в других отсутствие широко
интереса и признания было, по видимости,
естественным. И если запрет косвенным образом
подтверждает важность и актуальность
запрещенного явления, которое уже поэтому нельзя
считать маргинальным в полной мере, то приметой
маргинальности подлинной может служить как раз
отсутствие внимания. Соответственно, у
маргинальной на момент своего появления
концепции есть все шансы со временем приобрести
статус господствующей. И здесь примеры в
изобилии поставляет история науки, философии и
культуры. Остановимся подробнее на некоторых из
них, с тем, чтобы полнее раскрыть принцип
действия маргинальных концепций в культуре и
философии.
Ключевое для современной культуры понятие
андеграунда как нельзя лучше демонстрирует
особенности маргинальной ситуации: будучи
классической маргинальной средой, он, тем не
менее, активно взаимодействует с "официальной"
культурой, не только позиционируя себя "от
противного", но и питая ее своими образными и
интеллектуальными ресурсами . Возможно, главное
отличие андеграунда от доминирующей
мировоззренческой парадигмы состоит в
обретенной им через формальное неприятие
канонической традиции свободе эксперимента. В
отличие от "признанных" течений, андеграунд
не связан "по рукам и ногам" идеей
преемственности, поскольку не нуждается в
подобных вариантах легитимации. Соответственно,
художник от андеграунда заведомо свободнее
академического художника. Отпечаток
маргинальности есть показатель непризнания, в
любом случае. Но на примере андеграунда заметен
своего рода компенсаторный механизм,
позволяющий говорить о тесной связи
маргинального с доминантами: во-первых, из этой
резервации маргинальности время от времени
выходят люди, произведения и концепции,
переворачивающие культурную иерархию (в такие
моменты происходит смена парадигм), во-вторых,
отдельные идеи, рожденные в маргинальной среде,
просачиваются в "мейнстрим" и, оказывая
значительное воздействие на ход
интеллектуальной жизни, остаются как бы
незамеченными. Например, фикционализм,
основанный Файхингером, ощутимо повлиял на
философию ХХ века, не только придав законченный
вид неопозитивизму, но и войдя своими основными
принципами в самую ткань современной научной
парадигмы, однако в качестве самостоятельного
феномена оказался неспособным выйти за пределы
маргинальности.
|