Игра в классиков                   ВЗГЛЯД И НЕЧТО

Михаил Богуш

                 

                                                                    ОДА МАРГИНАЛЬНОСТИ
                                                                                           практический опыт теоретического занудства
                                                                  


Вопрос о том, какую роль в культуре и философии играют маргинальные явления, требует прояснения смысла самого понятия маргинальности. Эта проблема особенно актуальна в связи с очевидной поливариантностью трактовок данного термина. В зависимости от взглядов и намерений оперирующего им исследователя, он может отождествляться с периферийностью, обозначать забытое явление или характеризовать положение личности, оказавшейся в пограничной культурной и психологической ситуации.
Итак, в общем виде маргинальность предстает как сила, оппозиционная "официальной" культуре; интенции маргинального всегда несвоевременны и неуместны. Так что, есть основания полагать, что во всех возможных значениях маргинального присутствует нечто общее. Но и различия существенны, поэтому необходимо определить, что именно представляет собой маргинальность теории. В случае, когда речь идет о маргинальных концепциях, сама ситуация подсказывает нам, в каком из перечисленных смыслов следует понимать маргинальность. Очевидно, что пограничное положение на стыке культур и связанных с ними мировоззренческих парадигм может занимать человек, но не концепция, поскольку всякое концептуальное творчество есть явление, границы которого предопределены знаково-символическими основаниями определенной культуры. Столь же очевидно, что маргинальное положение той или иной теории неизбежно означает вытеснение ее на периферию научно-исследовательского интереса. Но вопрос здесь заключается в том, в какой степени периферийное положение маргинальной концепции обусловлено ее собственными недостатками, а в какой - другими факторами. И может ли маргинальное течение в интеллектуальной или художественной сфере оказать серьезное влияние на доминирующую культурную парадигму? На мой взгляд, на этот вопрос следует ответить утвердительно. И доказательствами тому служат особенности маргинальности в данных областях человеческой деятельности.

Во-первых, концепция может сделаться маргинальной в силу внешних обстоятельств и прежде всего - своего несоответствия доминирующей парадигме. Примеров, подтверждающих этот тезис, в истории культуры и науки - множество . Однако при всем изобилии примеры эти неравноценны: в одних случаях концепция вытеснялась на периферию насильственно, в других отсутствие широко интереса и признания было, по видимости, естественным. И если запрет косвенным образом подтверждает важность и актуальность запрещенного явления, которое уже поэтому нельзя считать маргинальным в полной мере, то приметой маргинальности подлинной может служить как раз отсутствие внимания. Соответственно, у маргинальной на момент своего появления концепции есть все шансы со временем приобрести статус господствующей. И здесь примеры в изобилии поставляет история науки, философии и культуры. Остановимся подробнее на некоторых из них, с тем, чтобы полнее раскрыть принцип действия маргинальных концепций в культуре и философии.

Ключевое для современной культуры понятие андеграунда как нельзя лучше демонстрирует особенности маргинальной ситуации: будучи классической маргинальной средой, он, тем не менее, активно взаимодействует с "официальной" культурой, не только позиционируя себя "от противного", но и питая ее своими образными и интеллектуальными ресурсами . Возможно, главное отличие андеграунда от доминирующей мировоззренческой парадигмы состоит в обретенной им через формальное неприятие канонической традиции свободе эксперимента. В отличие от "признанных" течений, андеграунд не связан "по рукам и ногам" идеей преемственности, поскольку не нуждается в подобных вариантах легитимации. Соответственно, художник от андеграунда заведомо свободнее академического художника. Отпечаток маргинальности есть показатель непризнания, в любом случае. Но на примере андеграунда заметен своего рода компенсаторный механизм, позволяющий говорить о тесной связи маргинального с доминантами: во-первых, из этой резервации маргинальности время от времени выходят люди, произведения и концепции, переворачивающие культурную иерархию (в такие моменты происходит смена парадигм), во-вторых, отдельные идеи, рожденные в маргинальной среде, просачиваются в "мейнстрим" и, оказывая значительное воздействие на ход интеллектуальной жизни, остаются как бы незамеченными. Например, фикционализм, основанный Файхингером, ощутимо повлиял на философию ХХ века, не только придав законченный вид неопозитивизму, но и войдя своими основными принципами в самую ткань современной научной парадигмы, однако в качестве самостоятельного феномена оказался неспособным выйти за пределы маргинальности.
                                  


Copyright © Михаил Богуш, 2003

 

Сайт создан в системе uCoz